Звонок бесплатный

Нюансы добровольной ликвидации

0

Ликвидация юридического лица может осуществляться в добровольном и принудительном порядке.

Добровольное прекращение деятельности предприятия не освобождает от погашения обязательств перед кредиторами.

Итогом прекращения деятельности выступает исключение компании из единого реестра, а также оформление соответствующего Свидетельства.

Следовательно, после окончания ликвидации процедуры на бывших собственников и органы управления не могут распространяться требования, поступающие от кредиторов, органов налоговой службы.

Особенности процедуры

Особенностью прекращения деятельности в добровольном порядке выступает инициирование процедуры учредителями предприятия.

Причины подобного решения могут быть различными:

  • выполнение целей, для которых юридическое лицо было образовано;
  • отсутствие платежной способности, невозможность осуществления функций вследствие недостатка финансирования;
  • завершение времени, на которое предприятие создавалось (оно указывается в уставе).

Условия для проведения

Проведение ликвидации в добровольном порядке может происходить только при соблюдении ряда условий:

  • объединение осуществляет неактивную предпринимательскую работу либо вообще не функционирует, причем основания могут быть различными;
  • руководитель и органы управления убеждены в правильном ведении бухгалтерского учета, составлении налоговых отчетностей и иных документов, это необходимо для того, чтобы преодолеть сложности, возникающие при выездной налоговой проверке.

Законодательство

Законодательная база включает в себя отдельные статьи ГК РФ, НК РФ и УК РФ (положения насчет ответственности за преднамеренное или фиктивное приведение компании к неплатежеспособному состоянию).

Добровольная ликвидация

Добровольная ликвидация юридического лица проводится только по желанию учредителей компании.

Важно принимать во внимание нюансы, определяемые формой предприятия, в отношении которого вводится процедура.

Юридического лица (ООО, ЗАО, АО)

Добровольная ликвидация юридического лица, вне зависимости от его организационно-правовой формы, осуществляется в несколько этапов.

Важно учитывать, что при приеме на работу сотрудников, дополнительно появляется необходимость их письменного извещения о предстоящем увольнении.

Они должны подтвердить, что были оповещены.

Если один из работников отказывается расписываться, то составляется специальный акт с указанием всех сведений.

Образец уведомления сотрудников об увольнении в связи с ликвидацией организации здесь.

Банка (кредитной организации)

Ликвидация кредитной организации является возможной только после отзыва лицензии.

Для этого инициатор процедуры (при добровольном порядке им могут выступать только учредители) направляется в ЦБ РФ специальный запрос с указанием на прекращение лицензирования.

Застройщика

Ликвидация строительной компании в добровольном порядке, если она не выполнила свои обязательства, происходит с их удовлетворением.

Если она не может их исполнить, то дольщикам возвращаются денежные средства, переданные ими на строительство.

Порядок действий

Порядок действий по добровольной ликвидации устанавливается действующим законодательством.

Он берет начало с:

  • принятия соответствующего решения;
  • составления баланса;
  • возмещения средств и т.д.

Принятие решения

Решение о прекращении деятельности юридического лица принимается на общем собрании учредителей.

Подтверждением выступает протокол, составляемый после его завершения.

Образец решения о ликвидации организации здесь.

Уведомление

В продолжение трех суток с момента принятия решения о прекращении деятельности потребуется направить соответствующие уведомления во внебюджетные фонды, это требование устанавливается ФЗ № 212.

Оно направляется в письменной форме, более требований законодательством не устанавливается.

Важно, чтобы на извещении стояла подпись ликвидатора.

Самостоятельно сниматься в фондах не требуется, поскольку территориальное подразделение органа регистрации в продолжение пяти суток с момента внесения информации в реестр о ликвидации самостоятельно представит все сведения в ПФР, ФСС и статистические службы.

Образец уведомления о ликвидации организации тут.

Отношения с внебюджетными фондами и фондами страхования персонала не прекращаются после направления им уведомления о ликвидации, поскольку сокращение сотрудников будет проводиться в последний трудовой день.

Деятельность комиссии

Назначенная ликвидационная комиссия имеет своей целью руководство процедурой ликвидации.

Она решает все вопросы, связанные с прекращением деятельности, в том числе назначает стадии ликвидации.

Проверка

Цель выездной налоговой проверки – сверить бухгалтерскую документацию с реальным функционированием предприятия, а также соотнести полученные сведения с информацией об отчислениях, поступающих с бюджет.

Итогом её проведения выступает назначение доначислений и применение санкций материального характера.

Баланс

Промежуточный и окончательный ликвидационный баланс выступает формой бухгалтерской отчетности, инструментом, используемым при работе ликвидационной комиссией.

Они позволяют оценить материальное состояние, в котором находится компания.

Промежуточный баланс дает возможность определить состояние юридического лица до проведения расчетов с кредиторами.

Для его составления нельзя продавать имущество, принадлежащее компании, поскольку оно будет инвентаризовано.

Отчуждение возможно только в том случае, если после составления баланса станет понятно – его недостаточно для возмещения долгов.

В период между после составления промежуточного баланса и формированием окончательного баланса осуществляются выплаты кредиторам с соблюдением определенной очередности, предусмотренной статьей 63 ГК РФ.

Расчеты с кредиторами, входящими в третью и четвертую очередь, могут осуществляться только по истечению месяца с момента составления промежуточного баланса.

Промежуточный баланс должен включать в себя следующую информацию:

  • состав имущества, принадлежащего юридическому лицу, в отношении которого проводится ликвидация;
  • реестр требований, предъявляемых кредиторами;
  • итоги изучения и рассмотрения требований, предъявляемых кредиторами.

Окончательный баланс составляется после того, как будут проведены расчеты с кредиторами.

Все оставшееся имущество будет передано владельцам юридического лица – 63 ГК РФ.

Образец заполнения промежуточного ликвидационного баланса здесь.

Расчеты

Расчеты с кредиторами происходят в порядке очереди, установленной статьей 58 ФЗ № 14:

  1. К первой группе относятся выплаты лицам вследствие причинения вреда (если они имеются).
  2. Ко второй категории относятся расчеты с работниками предприятия, возмещение за неиспользованный отпуск, премии и т.д. Дополнительно выплачиваются выходные пособия.
  3. К третьей группе причисляются задолженности по отчислениям в бюджет, при этом возмещаются долги перед ПФР, ФНС и т.д.
  4. К четвертой категории относятся оставшиеся кредиторы.

Закрытие счетов

После завершения взаимных расчетов со всеми кредиторами возникает необходимость закрытия расчетных счетов в кредитных учреждениях.

В этих целях составляется заявление о закрытии счета, выдаваемое банком.

Важно известить о закрытии расчетного счета в налоговую инспекцию, и направить им такие документы:

  1. Сообщение о закрытии расчетного счета – в двух экземплярах.
  2. Уведомление, составленное банком, подтверждающее закрытие счета.

В продолжение семи суток после закрытия счета потребуется направить уведомление в ПФО и фонд страхования.

Госрегистрация

Фактически юридическое лицо прекращает свое существование с момента, когда запись о завершении ликвидации появляется в едином реестре.

Чтобы зарегистрировать прекращение функционирования, необходимо сдать такие документы в налоговые органы:

  1. Заявление о регистрации ликвидации в государственном порядке (для этого применяется форма Р16001).
  2. Протокол о создании ликвидационного баланса.
  3. Справка, высланная ПФР, подтверждающая отсутствие долгов по предоставлению отчетностей и перечислению страховых взносов.
  4. Квитанция, указывающая на оплату государственной пошлины (квитанция может быть заменена платежным поручением).

По истечению пяти суток с момента направления перечисленных документов на рассмотрение в налоговые органы, они обязаны выдать соответствующее Свидетельство прекращения деятельности.

Образец заявления о ликвидации юридического лица здесь.

Есть ли плюсы?

Добровольная ликвидация юридического лица обладает рядом достоинств, к числу которых относится:

  • отсутствие претензий со стороны кредиторов к бывшим собственникам предприятия;
  • все затраты на проведение процедуры не превышают допустимую норму, они приемлемы для инициаторов.

Что касается отрицательных факторов, то к ним относится высокая вероятность проведения проверки со стороны налоговых органов.

По её окончании юридическое лицо, как правило, обязывают произвести дополнительные отчисления в бюджет с учетом принятых штрафных санкций.

Как упростить процесс?

Прекращение деятельности предприятия может пройти в более сжатые сроки в таких ситуациях:

  • отсутствие долгов перед кредиторами;
  • баланс компании за несколько последних периодов включает только нулевые показатели;
  • предприятие не осуществляет предпринимательскую деятельность с момента открытия или в последние 3 года;
  • не наблюдается никакого движения по счетам юридического лица.

Последним условием является то, что компания должна выступать примерным налоговым плательщиком, который сдавал отчеты вовремя и не допускал ошибок при отчислениях.

На видео о добровольном закрытии

Share.

Добавить комментарий

Карта сайта