Звонок бесплатный
Москва и область:
Москва И МО:
+7 (499) 113-16-21 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 660-51-54 (бесплатно)
Регионы:
8 (800) 551-91-02 (бесплатно)

Зачем нужен обходной лист при увольнении?

0

Обходной лист – один из обязательных документов, который должен оформить работник при увольнении.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

+7 (499) 113-16-21 (Москва)

+7 (812) 660-51-54 (Санкт-Петербург)

8 (800) 551-91-02 (Регионы)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Обходной лист при увольнении необходим для того, чтобы:

  • доказать, что сотрудник вернул все имущество, документацию компании;
  • доказать, что все дела были переданы преемнику;
  • чтобы зафиксировать прекращение права на использование корпоративных ресурсов.

Порядок оформления обходного листа определяется правилами организации.

Вся процедура имеет следующий смысл:

  • сотруднику выдается лист;
  • вносится информация об отсутствии долгов по работе;
  • лист подписывается у работодателя;
  • издается приказ об увольнении.

Сам лист необходимо сдать в кадровый отдел, где он хранится в личном деле. Определяется срок, согласно норма делопроизводства. Обычно это не дольше 3-х лет.

Что это такое?

Обходной лист – это вид документации, в которой содержится перечень материально-ответственных лиц. Именно у них осуществляется подписание.

Суть в следующем – когда ответственный сотрудник подписывает бумагу, это означает, что работник не присвоил себе имущество компании, а вернул его обратно.

Процесс увольнения не обойдется без полного подписания документа.

Подписание означает, что каждый ответственный за определенные ценности сотрудник, подтверждает возврат имущества и документации компании.

Руководство определяет это как гарантию целостности и сохранности собственности предприятия, и что работник не нарушил внутренний регламент фирмы.

Что говорит закон?

Руководитель не может требовать в обязательном порядке подпись обходного листа. В законе нет никаких данных, что увольнение без этой процедуры не может быть осуществлено.

Исходя из практики можно сказать, что работнику легче обойти всех ответственных должностных лиц и подписать документ, чем вступать в споры с нанимателем.

Подпись обходного листа можно считать частью внегласной системы увольнения в России. Если сотрудник не подпишет лист, то увольнение будет затянуто, а расчет не выдан, что является прямым нарушением ст. 84.1 ТК РФ.

Обходной лист при увольнении работника

Далеко не все организации требуют подписание обходного листа при увольнении. Но если руководитель просит заполнить бегунок, то лучше это сделать. Это будет гораздо быстрей, чем выяснять кто прав, а кто нет через суд.

До сих пор некоторые сотрудники, которые не желают подписывать документ, интересуются – а обязательно ли вообще заполнять его.

Является ли обязательным?

По закону заполнять обходной лист не обязательно. Единого образца нет, форма произвольная для всех организаций. Каждая компания сама определяет – можно ли требовать заполнения листа от сотрудников.

Следует отметить, что иначе все обстоит с теми сотрудниками, которые увольняются с компании по статье, то есть не по своему желанию.

Они могут вполне обоснованно отказаться от заполнения документа. А если работодатель не выдаст трудовую и расчет, то можно подать иск в суд и обжаловать действия руководства.

Законен ли?

С одной стороны – требовать заполнения обходного листа у сотрудника незаконно.

Трудовой кодекс четко регламентирует процедуру увольнения и нигде нет упоминания о обязательном заполнении документа.

Но в регламенте организации может обозначаться, что сотрудник должен при увольнении подписать документ. Поэтому требования считаются законными. Но при этом, есть другая сторона – если руководитель не выдает трудовую и расчет, то это уже нарушение ТК РФ.

Доказать данный факт возможно только через суд. Затраченного на судебные тяжбы времени может быть больше, чем на обход и подпись документа.

Правила оформления

Обходной лист должен включать в себя следующую информацию:

  •  название компании;
  • кто является сотрудником – ФИО и занимаемая должность;
  • когда он был принят на работу и когда прекратил свою деятельность;
  • все данные о должностных лицах, у которых работник должен подписать документ.

Форма

Обходной лист при увольнении образец, установленный законодательством, не имеет.

По форме – это документ, с данными и таблицей, в которую включаются следующие разделы:

  • как устроено рабочее место – все имущество;
  • какие были в пользование оргтехника, мебель и расходные материалы;
  • какое программное обеспечение, печати были в пользовании;
  • какие материалы и инструменты были выданы;
  • к какой информации имелся доступ;
  • какой транспорт был передан сотруднику.

Образец обходного листа здесь.

Как заполнить?

Заполнение осуществляется в произвольной форме либо по форме, установленной работодателем. Напротив каждого имени должностного лица необходимо поставить дату и отметку, роспись.

Какие отметки ставят?

Отметки ставятся в зависимости от того, кто является ответственным за то или иное имущество.

Список ответственных лиц обычно следующий:

  • кадровый работник, который ведет дела увольняющегося сотрудника;
  • руководитель отдела;
  • служба, ответственная за безопасность компании;
  • бухгалтерия.

Также подписи ставят следующие лица:

  • директор;
  • специалист кадрового отдела.

Ставятся следующие отметки:

  • о передаче всех материальных ценностей, которые были в распоряжении работника;
  • о передаче деловых процессов;
  • о передаче документируемой отчетности;
  • о сдаче пропуска в электронном или бумажном виде;
  • о передаче ключей;
  • о передаче служебного телефона.

Проставление всех отметок может занять довольно много времени.

Что делать, если не подписывают?

Если обходной лист не подписывают, следует выяснить причину. Если сложность в возврате какой-либо материальной ценности, то можно возместить ущерб и документ будет подписан.

Если работодатель без причин отказывает в заполнении, то следует подать иск в суд.

В большинстве случае судьи удовлетворяют иски, и сотрудник увольняется, получив расчет.

Срок хранения документа

В 2019 году нет строго установленных норм для хранения бегунков, поскольку сам процесс их заполнения не регламентируется законодательством. Обычно документ хранится определенных самой компанией временной период.

Срок хранения чаще всего составляет 3 года. Документ все время находится в архиве или в кадровом отделе компании.

Последствия 

Поскольку не существует норм закона, которые регулируют процедуру заполнения бегунка, то и меры ответственности не определены. Другое дело, что сам руководитель может задержать выдачу трудовой и расчета. Но вот это уже незаконно. Ситуация редко доводится до судебных тяжб.

В случае, когда сотрудник отказывается заполнять документ, работодатель даже не может оштрафовать его за это. Но будет проведена детальная проверка наличия и возврата всех материально-документальных ценностей.

Если что-либо отсутствует или испорчено, то наниматель может предъявить требования о возврате или компенсации ущерба. Поэтому отказ от подписи листа не является способом избежать наказание.

На видео о порядке увольнения

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Share.

Добавить комментарий

Карта сайта