Новый закон о коллекторах

0

Необходимость в законодательном регулировании деятельности коллекторов назрела уже давно.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

+7 (499) 938-81-90 (Москва)

+7 (812) 467-32-77 (Санкт-Петербург)

8 (800) 301-79-36 (Регионы)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Должники жалуются на многочисленные случаи нарушения прав со стороны работников соответствующих агентств.

Вот лишь небольшой перечень незаконных действий, которые постоянно совершаются коллекторами:

  • звонки в ночное время;
  • разглашение конфиденциальных сведений о должнике третьим лицам;
  • угрозы, шантаж, оскорбления.

Кроме того, должников вводят в заблуждение угрожая им уголовной ответственностью за мошенничество.

От них могут поступать фальшивые судебные документы, например, повестки или решения. Чаще всего узнать подделку не составит труда, так как на ней мелким шрифтом будет написано – «образец».

Ограничение деятельности

Ограничение деятельности коллекторов направлено на пресечение совершения незаконных действий. Кроме того, законодатель старается снизить давление на должника со стороны работников соответствующих агентств.

По новому закону коллекторы смогут общаться с должниками тремя способами:

  • по телефону;
  • при личной встрече;
  • с использованием почты (электронной, обычной).

Коллекторы не смогут беспокоить своих «клиентов» в ночное время – с 22.00 до 08.00 (будни), 20.00 – 09.00 (в выходные и праздничные дни).

Закон о коллекторах ограничивает количество встреч:

  • в неделю коллекторы и должники смогут встречаться не чаще 1 раза в неделю;
  • количество звонков ограничивается также 1 разом, но в сутки;
  • направлять электронные письма коллекторы вправе 2 раза в сутки, 4 – в неделю, 16 – в месяц.

Правовое регулирование

До настоящего времени деятельность коллекторов не регулировалась специальным актом.

На них распространялось действие общих нормативно-правовых актов. Так, запрет на угрозы и шантаж предусмотрен для всех лиц, без исключения.

Сам должник при использовании подобных методов также может быть привлечен к ответственности. Именно поэтому надо держать себя в руках при общении с коллекторами.

Ответственность за нарушение законодательства предусмотрена в рамках КоАП РФ и УК РФ.

Летом 2020 года был принят новый закон, который направлен на регулирование деятельности коллекторов. Данный акт призван ограничить их активность и защитить интересы должников.

Как отмечают законодатели, данный акт не призван полностью запретить деятельность коллекторов. Они по-прежнему будут работать. Основная роль данного акта – упорядочить работы агентств.

Закон о коллекторах

Новый закон о коллекторах 2020 был разработан и представлен в Госдуму Сергеем Нарышкиным и Валентиной Матвиенко. Необходимость в принятии данного акта назрела давно.

Последней каплей стал инцидент, произошедший в одном из регионов РФ, когда коллектор поджог дом должника, кинув в него зажигательной смесью. В результате данного происшествия серьезно пострадал ребенок и сам должник.

Специалисты неоднозначно оценивают данный акт. Так, многие считают этот документ неэффективным.

Например, они отмечают отсутствие механизмов для контроля за количество звонков от коллекторов. К тому же специалисты говорят о неэффективности закона в отношении злостных нарушителей закона, на которых вряд ли повлияет такой акт.

Когда вступит в силу?

В июле 2020 году В.В. Путин подписал закон об ограничении деятельности коллекторов.

Закон о коллекторах в 2020 году сегодня еще не действует. Он вступит в силу с 1 января 2020 года.

Основные изменения

Что же изменится с принятием нового закона? Деятельность коллекторов подлежит ограничению. Мы уже упоминали ранее.

Они касаются общения коллекторов и должников. Последние часто жалуются на навязчивость сотрудников агентств, которые звонят и днем, и ночью. Коллекторы могут без остановки звонить должнику на протяжении всего дня.

В первую очередь, закон ограничивает количество звонков. Теперь звонить должникам можно не чаще 1 раза в день. Связываться с ними по телефону можно лишь в дневное время.

В противном случае гражданин вправе подать жалобу на действия такого коллектора.

Некоторые категории граждан и вовсе могут быть освобождены от общения с сотрудниками агентств:

  • пожилые граждане (старше 70 лет);
  • беременные женщины;
  • мамы детей до 1,5 лет.

Способы взаимодействия с должником

Коллекторы могут взаимодействовать с должником тремя способами:

  • при личной встрече;
  • по телефону;
  • через почту (электронную и обычную).

Иные способы воздействия могут применяться только при выражении согласия должником в письменной форме. Оно может быть представлено не ранее, чем через 30 дней после возникновения просрочки по кредиту.

Согласно новым нормам закон запрещает коллекторам производить следующие действия:

  • вести разговоры с родственниками должника, только если они сами не выразят свое согласие;
  • обращаться к работодателю должника и сообщать ему информацию по поводу размера задолженности;
  • размещать какую-либо информацию о должнике в сети интернет или в доме.

Кто не может быть взыскателем?

В соответствии с новым законом ведены определённые ограничения в отношении отдельных граждан, которые не могут быть взыскателями.

Законодатель определил, что коллекторскую деятельность не могут осуществлять:

  • лица, которые обладают неснятую или непогашенную судимость, полученные из-за экономических преступлений или преступлений против личности (например, запрет действует в отношении граждане, привлеченных за совершение убийства или кражи);
  • лица, имеющие заболевания, которые препятствуют осуществлению работы по взысканию долга.

В настоящее время такой список еще не сформирован, его должны принять чиновники в ближайшее время.

Если деятельность коллекторов будут осуществлять неправомерные лица, то они будут привлечены к ответственности.

Что запрещено?

В отношении профессиональных взыскателей применяется ряд ограничений и запретов.

За их несоблюдение правонарушителям грозят санкции.

Взыскатели не имеют права на следующие действия:

  • угрозы физической расправой;
  • применение насилия в отношении должника или членов его семьи;
  • нанесение вреда имущество должника;
  • угрозы нанесения повреждения или уничтожения имущества;
  • унижение чести и достоинства должника словами или действиями;
  • осуществлять звонки или проводить встречи с несовершеннолетними, недееспособными лицами, а также гражданами, которые пребывают в психиатрической лечебнице.

Если подобные нарушения допускаются должник должен предпринять следующие действия:

  • зафиксировать факт нарушения прав, например, записать разговор на диктофон, сохранить письма от коллекторов, взять распечатку звонков у сотового оператора;
  • подготовить жалобу в адрес одного их уполномоченных органов;
  • передать жалобу и документы, доказывающие факт нарушения закона.

Образец жалобы на коллекторов в полицию тут.

Обратиться можно к следующим органам и службам:

  • Роспотребнадзор;
  • полиция;
  • суд;
  • прокуратура;
  • НАПКА.

По результатам рассмотрения обращения должника будет принято решение по определённому коллектору или агентству в целом.

Можно сначала обратиться непосредственно к руководителю коллектора. Крупные компании часто боятся огласки и негативной репутации и самостоятельно принимают меры к своему работнику.

На видео о новом правовом акте

Share.

Добавить комментарий

Карта сайта